Сахалин получит и новый мост, и новый порт

Статья опубликована в № 4405 от 12.09.2017 под заголовком: Сахалин украсят портом

Правительство может не ограничиться строительством моста на Сахалин, на острове планируется строительство нового порта

Дорогой подписчик!

Эта красная иконка означает, что вы можете открыть платную статью для друзей. Просто поделитесь ей в любой социальной сети — и тогда даже неподписчики смогут прочесть статью целиком.

Дорогой подписчик!

Эта красная иконка означает, что вы можете открыть платную статью для друзей. Просто поделитесь ей в любой социальной сети — и тогда даже неподписчики смогут прочесть статью целиком.

Государство всерьез взялось за развитие Сахалина

Евгения Новоженина / РИА Новости

Обсуждение строительства железнодорожной линии, соединяющей Японию, Россию и страны Евросоюза, впервые началось в 2000 г. Но только в 2013 г. разработчик – Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) – по заказу Минтранса подготовил технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Правда, из-за того что транспортная стратегия до 2030 г. откладывает реализацию проекта за 2020 г., а прогнозируемые перевозки оказались небольшими, строительство так и не началось. В 2016 г. президент РЖД Олег Белозеров предложил проект возобновить – и в мае 2017 г. началась повторная оценка.

На Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин признал «планетарный масштаб» сахалинского моста, а его полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заметил, что «решение практически принято». Корректировка существующего ТЭО завершится в декабре 2017 г., добавляет человек, близкий к РЖД. Между тем широко обсуждаемый вариант маршрута – материк – Сахалин – Хоккайдо (Япония, см. карту) – не единственный. Актуализированное ТЭО учтет и другой – строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского и нового глубоководного морского порта на Сахалине, рассказывает представитель ИЭРТа. «Это повысит показатели эффективности проекта – в частности, часть грузов (к примеру, уголь из Находки) может переориентироваться на порт на Сахалине или прийти из Китая», – говорит разработчик. Новый порт должен помочь увеличить отгрузку сырья с Сахалина и, если его мощность будет около 15 млн т, строительство целесообразно даже без моста между Сахалином и материковой частью России или Сахалином и Японией, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Сейчас грузы с материка на Сахалин и обратно едут по железнодорожно-паромной линии Ванино – Холмск. Если мост не будет построен, то к 2030 г. суммарный грузопоток через переправу составит около 1,5 млн т в год (для сравнения: в советское время грузооборот достигал 8–9 млн т). А если через проливы Невельского и Лаперуза будут протянуты мосты, суммарный грузопоток в 2030 г. может достигнуть 33 млн т, из которых 25,1 млн т придется на экспорт России в Японию.

Протяженность железной дороги Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского – 585,3 км, а стоимость – 386,6 млрд руб. (в ценах 2013 г. с НДС). Чтобы соединить Сахалин с материком, рассматривалось и строительство тоннеля: в этом случае протяженность линии составит 581,7 км, а стоимость – 387,05 млрд руб. Но мост разработчики считают оптимальным вариантом: содержание тоннелей дороже почти на 20%, что ставит под сомнение сроки окупаемости проекта, говорит представитель ИЭРТа. Министр транспорта Максим Соколов оценивал строительство моста с подъездными путями в 500 млрд руб. (по ТАСС). В ценах 2017 г. это действительно не менее 500 млрд руб. – при строительстве моста и не менее 600 млрд руб. – тоннеля, добавил Бурмистров.

ТЭО железнодорожной линии сейчас предусматривает и два варианта сообщения с Японией: первый – строительство железнодорожного тоннеля (65 км) или моста (45–48 км) стоимостью около 24–30 млрд руб., второй – организация железнодорожной паромной переправы между Сахалином и Хоккайдо.

С Сахалина можно увеличить экспорт угля (до 10 млн т в год), если будет запущен порт в Поронайском районе, считает Бурмистров. Например, только Восточная горнорудная компания может в среднесрочной перспективе увеличить добычу с 3,8 млн до 8–10 млн т в год. «Потенциал экспорта через новый порт связан с лесной отраслью, которая деградировала из-за отсутствия внутреннего спроса и логистических ограничений, а также с третьей очередью проекта «Сахалин-2» мощностью 5 млн т в год, – заметил эксперт. – Строительство глубоководного порта на Сахалине может быть целесообразно, даже если не будут построены мосты. Инвестиции в порт до 2025 г. можно оценить примерно в 20 млрд руб.».

Минтранс прорабатывает различные технические и экономические составляющие проекта, сказал лишь представитель ведомства. Представитель РЖД от комментариев отказался.